Слово архімандрита Сергія (Михайленка) при нареченні його у єпископа Болградського, вікарія Одеської єпархії

Слово архімандрита Сергія (Михайленка) при нареченні його у єпископа Болградського, вікарія Одеської єпархії

 

Ваше Блаженство, дорогой наш Первосвятитель и отец,

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства,

богомудрые архипастыри Церкви Христовой!

Всеблагий Промысл Божий, неизреченною милостию Господа нашего Иисуса Христа и изволением Святаго Духа призывает ныне меня недостойного к высокому епископскому служению. Со смирением и благодарностью приемлю сие избрание, разумея, что от Бога «стопы человеку исправляются» (Пс. 36, 23), что такова о мне «есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Рим. 12, 2), что «никто же сам себе приемлет честь, но званный от Бога, якоже и Аарон» (Евр. 5, 4). Исповедую немощь свою пред высотой святительского звания и предъявляемых требований к епископу Церкви Божией, ибо даже великие духом мужи со смущением принимали на себя жребий апостольского служения. Епископ должен быть «святый, непричастный злу, непорочный, отдаленный от грешников» (Евр. 7, 26). С сердечным сокрушением осознаю пред вами, что я далек от этого совершенства. Я не таю сего, потому как знаю, что «нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто пред очами Его» (Евр. 4, 12). В чём же должно состоять служение архипастыря? Когда задаешь себе этот вопрос, то приходят на ум слова апостола Павла: « Он (Господь) поставил одних апостолами, других пророками, иных евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова» (Еф. 4, 11-12). Это означает, что пастыри, а тем более архипастыри, по свидетельству апостола, поставляются в Церкви для того, чтобы руководить верующих на пути к вечному спасению, служить делу их духовного возрождения, назидать в вере и любви, врачевать язвы совести, соделовать верующих благодатию Христовою живыми храмами Духа Святаго. Также знаю и исповедую, что архиерейское служение есть путь спасительного подвига по образу Вечного Первосвященника Господа нашего Иисуса Христа для продолжения дела апостолького «совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков» (1 Тим. 2, 1), «проповедовать слово Божие, которое «живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого» (Евр. 4, 12). Исходя из слова Божия, опираясь на многовековую традицию Церкви служения примирению, одной из немаловажных забот епископа нынешнего времени является миротворческое служение. Господь наш Иисус Христос назвал миротворцев сынами Божиими. Мир нельзя рассматривать только как внутреннее состояние. Заповеданный Спасителем нашим мир означает также мир на земле, мир между народами, мир которого желают все благоразумные люди.

В эти священные для меня минуты хочу поблагодарить Вас, Ваше Блаженство, Предстоятеля Украинской Православной Церкви, за высокое доверие, оказанное мне. Господь промышляя о Церкви Своей, поставил Вас её кормчим в очень непростое время нашего бытия, когда Предстоятелю Церкви так необходимы мудрость, терпение и мужество, присущие Вашему Блаженству. Глубоко верю, что молитвы, благословение и наставления нашего Первосвятителя, членов Священного Синода, принимавших участие в моём избрании, архипастырей участвующих в моей хиротонии, умудрят меня право правити слово Христовой истины. Промысл Божий судил мне большую часть своей жизни находиться под духовным окормлением и водительством умудренного архипастырским опытом Высокопреосвященнейшего Агафангела, Митрополита Одесского и Измаильского, к которому промышляющая десница Вышнего меня привёла ещё юношей. В годы обучения в Одесской Духовной Семинарии, неся послушание у Владыки в качестве иподьякона, я получил возможность лично видеть его беспримерный подвиг служения Пастыреначальнику Христу. Благоговение совершаемых богослужений, дар слова и молитвы, храмостроительство повлияли на моё решение «вчинену быти лику монашествующих», дважды принять от него возложение святительских рук для восприятия дьяконского и священнического сана. Владыка Митрополит всегда с любовью протягивал мне в трудную минуту руку отеческой помощи, ведя по ступеням служения Церкви Божией как сына, для духовного совершенства коего положил много своей любви и труда. Благодарю Бога за то, что моё дальнейшее служение будет проходить в должности викария Одесской епархии, и я на будущее время останусь верным помощником своему отцу и учителю. Память о учении Премудрого, что «спасение есть во мнозе совете» (Притч. 11,14), не дает мне полагаться на собственные знания, но вновь и вновь побуждает просить святых молитв Вашего Блаженства, Первосвятителя нашей Церкви, и впредь не оставлять меня без благословения и мудрого руководства. Ожидая помазания от Святого Духа на подвиги апостольства, во образ Великого Архиерея, прошедшего небеса, Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа уповаю на то, что Пресвятая, Пречистая, Преблагословенная, Славная Владычица наша Богородица и Приснодева Мария в чудном «Касперовском» образе, 175-летие прославления которого исполнилось в этом году, собор угодников Божиих просиявших на благодатной одесской земле, мой небесный заступник и покровитель «преблагий и добрый наставник иноков» преподобный авва Сергий Радонежский, будут сугубо предстательствовать и вспомоществовать мне пред Господом и Спасителем нашим Иисусом Христом в предстоящем моём служении в епископском сане. Верю, это поможет преодолеть все душевные переживания с верою во всемогущее действие благодати Божией, которая всегда восполнит оскудевающие мои силы и уврачует немоществующее человеческое естество.

Смиренно прошу Вас, святители Божии, собравшиеся «яко апостоли от конец» возложить на меня ваши архипастырские руки и помолиться о том, чтобы моё служение было угодно «Начальнику и Совершителю веры Иисусу» (Евр. 12, 2), полезно Церкви, спасительно для народа Божия и моей души, дабы «благодать Господа нашего Иисуса Христа открылась бы во мне обильно с верою и любовию» (1 Тим. 1, 14).