Слово на вручение жезла Преосвященному Тихону (Софийчуку), епископу Гостомельскому, викарию Киевской Митрополии

Слово на вручение жезла Преосвященному Тихону (Софийчуку), епископу Гостомельскому, викарию Киевской Митрополии

 

Преосвященный епископ Тихон!

Приветствую тебя с восприятием благодати архиерейства. Промысл Божий привел тебя к высшему служению Церкви Божией в сане Епископа.

Архиереи — наследники святых Апостолов. Господь наш и Спаситель избрал Апостолов для того, чтобы они были постоянно с Ним, чтобы они, по Его указанию, возвещали людям Евангелие Царствия Божия. А когда совершилось вознесение Господа на небеса, святые Апостолы остались строителями и продолжателями дела Христова на земле. По преемству благодати, после Апостолов это величайшее дело продолжают епископы.

Ты исповедал пред нами святые догматы веры, священные правила Церкви, обещав соблюдать их неизменно и до конца дней своих быть им верным. Проповедуй и учи тому, что ты исповедал, и выполняй то, что ты обещал, — и твое служение будет благословляемо Богом и почитаемо у людей.

Пастырь Церкви, самоотверженно работая во славу Господа, должен всегда помнить, что его подвижническая жизнь не ему только уготовляет милость от Господа, но она влечет и паству его к Евангельской жизни и, следовательно, к снисканию Божественного благоволения. Поэтому пастырь не принадлежит себе. Твое новое поприще — это крест жертвенного служения народу Божию. «Если тебе необходимо принять честь, то ищи в ней Божией чести, а не своей, — учит святитель Тихон Задонский, — и пользы твоих ближних, а не своей корысти. Будь слугой рабам Божиим, а не господином; ищи их пользы, а не господствуй над ними; искореняй неправду и насаждай правду; что приказываешь им, то сам исполняй прежде».

Во втором послании к Тимофею апостол Павел пишет: «Если кто и подвизается, не увенчивается, если незаконно будет подвизаться» (2 Тим. 2, 5). «Пастырю, — говорит по поводу этих слов святитель Феофан Затворник, — надлежит пастырствовать не как попало, но со строгою осмотрительностью и разумным ведением дела». Поэтому в словах апостола Павла указывается необходимое условие, при котором благовестник будет «законно подвизающимся»: «Ибо мы не повреждаем слова Божия, как многие, но проповедуем искренно, как от Бога, пред Богом, во Христе» (2 Кор. 2, 17). Вот это и значит «законно подвизаться» — не на показ, не для каких-либо мирских целей. В том и заключается сила апостольской проповеди, что Апостолы ничего своего не возвещали людям, но только то, что от Бога получали, как были Богом наставлены, как бы слушая внушения Самого Христа.

Пастырь Церкви, принявши это небесное звание, должен помнить, что мы, хотя ходим «во плоти, не по плоти воинствуем. Оружия воинствования нашего не плотские» (2 Кор. 10, 3-4). Наше звание не мирское, и жизнь наша должна устраиваться не по мирским началам. «На то ведь и поставил нас Господь пастырями, — говорит святитель Иоанн Златоуст, — чтобы мы были подобны светилам, чтобы мы соделались учителями других, чтобы мы стали закваскою, чтобы мы обращались как ангелы с людьми, как мужи с малыми детьми, как духовные с людьми душевными, чтобы и те получали пользу, чтобы мы соделались семенами, чтобы наши, духовные дети, взирая на нас, приносили обильный плод». В том и вся радость пастырского служения, чтобы словом и делом возвещать Христа Спасителя, быть Христовым благоуханием (2 Кор. 2, 15).

Много лет ты усердно исполнял послушание наместника мужского монастыря в честь Рождества Пресвятой Богородицы в урочище Церковщина. Древняя святыня, где уединялся на время Великого поста преподобный Феодосий Печерский, несомненно, имела благотворное воздействие на твое духовное становление. Продолжай трудиться на благо Святой Матери Церкви с таким же усердием и преданностью, дабы быть достойным делателем на Ниве Христовой.

А теперь возьми сей жезл, вручаемый тебе как от руки Христовой в знамение силы и крепости тебе ныне от Него даруемой. Взыди на сие возвышение и благослови верующий народ, жаждущий принять твое первое архипастырское благословение.

+ОНУФРИЙ,
МИТРОПОЛИТ КИЕВСКИЙ И ВСЕЯ УКРАИНЫ,
ПРЕДСТОЯТЕЛЬ УКРАИНСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

 

9 декабря 2016 г.
Киев