Архипастырская деятельность Митрополита Харьковского и Богодуховского Никодима в контексте новейшей истории Украинской Православной Церкви

Архиерейский Собор, состоявшийся 27-28 мая 1992 года в богоспасаемом граде Харькове, открыл первую страницу новейшей истории Украинской Православной Церкви, предначертал хождение украинского православного народа пред Богом по пути, указанному святым апостолом Андреем Первозванным, святым великим равноапостольным князем Владимиром и тысячелетним подвигом канонического Святого Православия.

Конец 80-х – начало 90-х годов прошлого столетия можно охарактеризовать как время, исполненное особых знамений и возрождения веры, которое многие богословы и историки называют вторым Крещением Руси. «Важнейшим событием 1988 года стало празднование 1000-летия Крещения Руси, которое Генеральная Ассамблея ЮНЕСКО призвала отметить «как крупнейшее событие в европейской и мировой культуре», – писал протоиерей Владислав Цыпин.

Юбилейный 1988 год принес существенные перемены в церковной жизни: возросло количество православных приходов, началось возрождение закрытых ранее и зачастую полностью уничтоженных великих и малых обителей, духовных школ и периодических изданий. В начале 1990-х годов опрос общественного мнения, проведенный по заказу особо популярного тогда журнала «Огонек», продемонстрировал сенсационные по тем временам результаты: в эпоху рушившихся авторитетов Церковь оказалась социальным институтом, пользующимся наибольшим доверием населения – 67% граждан! В общественном сознании широко распространился образ Православной Церкви как основного, если не единственного источника подлинной духовности, высших нравственных идеалов и ценностей.

Святейший Патриарх Алексий II в своем Слове в день интронизации 10 июня 1990 года отметил: «Церковь наша – и мы это явственно видим – встает на путь широкого общественного служения. На нее, как на хранительницу непреходящих духовных и нравственных ценностей, исторической памяти и культурного наследия, с надеждой взирают грядущие поколения Вселенского Православия. Ответить на это – наша историческая задача».
 
13 сентября 1989 года на Харьковскую кафедру вернулся
митрополит Никодим...

Священный Синод Русской Православной Церкви вновь направил владыку возглавлять Харьковско-Богодуховскую епархию. В то время клирик Харьковской епархии протоиерей Алексий Кобзев писал: «В 1983 году, после 14-летнего пребывания на Слобожанщине, владыка Никодим был отнят у нас, именно отнят, поскольку в течение всего пятилетнего пребывания на Львовской кафедре (1983-1989 годы) мы всегда ощущали его отсутствие...»

Сердечно и тепло встреченный харьковским духовенством и верующими, владыка возглавил первую после своего возвращения Божественную литургию в Свято-Благовещенском кафедральном соборе, по окончании которой отслужил благодарственный молебен.

На епархиальном собрании духовенства 20 декабря 1989 года митрополит Никодим призвал пастырей к ревностному служению Матери Церкви, защите Святого Православия, а также отметил необходимость проведения богословских семинаров для повышения уровня образованности священнослужителей. На некоторых приходах начались внебогослужебные катехизические занятия с верующими, стала формироваться начальная база для православного просвещения и духовного возрастания.

В этот период коренным образом изменились церковно-государственные отношения. После семидесятилетних репрессий и ограничений Церковь обрела искони присущее ей место в обществе, жизнь духовенства и верующих возвращалась в нормальное русло. Но после долгих лет атеистического пленения уровень церковного сознания у большинства людей был невысок. Пользуясь этим, некоторые расколоучители и лжепроповедники стали пропагандировать в Украине идею «национальной церкви». Играя на патриотических чувствах, они пытались утвердить в обществе идеологию славолюбия и корыстолюбия, основанную на чуждых христианскому духу принципах, препятствуя естественному развитию религиозной жизни на православной украинской земле. Но несмотря на антицерковную деятельность так называемых «братчиков» по вере и раскольников, захватывавших православные храмы, уничтожавших вековые иконостасы и портивших лики православных святых, Церковь Христова, движимая Духом Святым, хранила твердость веры и нерушимость единства.

Во избежание раскола священноначалие решило предпринять ряд мер по повышению авторитета канонической Церкви. 30-31 января 1990 года Архиерейский Собор РПЦ утвердил новое «Положение об экзархатах». 25-27 октября 1990 года Архиерейский Собор РПЦ преобразовал Украинский Экзархат в Украинскую Православную Церковь, даровав ей независимость и самостоятельность в управлении. 28 октября 1990 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в кафедральном соборе Киевских митрополитов – Святой Софии – вручил Томос «О независимости и самостоятельности в своем управлении Украинской Православной Церкви, соединенной через Русскую Православную Церковь с Единой Святой, Соборной и Апостольской Церковью». В этом статусе Украинскую Православную Церковь признает Вселенское Православие.
 
Начало 1990-х было для Украинской Православной Церкви самым плодотворным временем

Это был период между дарованием Украинской Церкви самостоятельности, провозглашением Декларации о государственном суверенитете 16 июля 1990 года и акта о государственной независимости 24 августа 1991 года. Несмотря на антицерковную деятельность раскольников, внутренний духовный потенциал Церкви оказался настолько велик, что за короткое время стали заметны весомые достижения в самых различных сферах ее деятельности.

В 1989-1991 годах открылось около 3 тысяч приходов, а к лету 1991 года их количество превысило уже 5 тысяч. Возрождались обители, сыгравшие ключевую роль в истории украинского православия. В 1990 году, в день празднования Входа Господнего в Иерусалим, митрополит Харьковский и Богодуховский Никодим освятил главный храм Свято-Покровского монастыря, возвращенного по просьбе верующих Харьковской епархии, спасенного от поругания и запустения благословением Божьим и честным омофором Пресвятой Богородицы.

22-23 ноября 1990 года в Киеве состоялся Поместный Собор Украинской Православной Церкви, на котором правящие архиереи всех двадцати (на то время) епархий приняли новую редакцию Статута УПЦ. Собор выступил за сохранение канонов, осудил деструктивные действия раскольников, а также обсудил вопросы новых форм катехизации и книгопечатания.

Но кризисные явления в жизни советского государства нарастали как снежный ком; без учета возможных последствий, как гордиев узел рубились все политические, экономические и культурные связи Украины. В своем докладе на Архиерейском Соборе в Киеве, проходившем 6-7 сентября 1991 года, тогдашний Предстоятель УПЦ (сегодня – отлученный от Церкви за учиненный раскол Михаил Денисенко) говорил: «Никакие внешнеполитические изменения не могут нарушить ничего в той сфере церковной жизни, которая касается веры и святых канонов».
 
Между тем абсолютизация власти в УПЦ ее Предстоятелем приобретала все более негативный характер

Со времени автономизации Киевской Митрополии Первоиерарх стал управлять Церковью бесконтрольно и авторитарно.

Вопрос о церковной ситуации в Украине поднимался 2 апреля 1992 года на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви. Некоторые архипастыри предложили сменить Предстоятеля УПЦ, отмечая, что владыка Филарет не соответствует требованиям, предъявляемым к личности, способной объединить вокруг себя православных клириков и мирян в Украине.

Митрополит Филарет выступил с заявлением, в котором просил предоставить украинскому епископату возможность провести выборы Предстоятеля в Киеве: «Я даю архипастырское слово, что такой Собор будет проведен, что никакого давления оказываться не будет. Патриарх Алексий II своим указом утвердит нового Предстоятеля. Украинская Православная Церковь должна полностью осуществить свои права, данные ей Архиерейским Собором 1990 года».

По итогам деяний Собора 58 архиереев приняли постановление, которое 6 апреля 1992 года обсуждалось на расширенном заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви. Епархиальным архиереям было поручено всесторонне изучить ситуацию и к очередному заседанию Синода РПЦ, назначенному на 11 мая 1992 года, предоставить рапорты.

Но уже 7 апреля, в день праздника Благовещения Пресвятой Богородицы, за богослужением во Владимирском кафедральном соборе г. Киева митрополит Филарет объявил об отказе сложить с себя полномочия Предстоятеля, мотивировав это тем, что заявление об отставке сделал под давлением архиереев РПЦ. Но теперь, «взвесив сложную обстановку в Церкви, просьбы паствы и епископата Украинской Православной Церкви, решил остаться». В Украине возникла реальная угроза нового раскола, основанного на личных амбициях и переменчивых веяниях «мира сего».

Ситуация в церковной жизни обострилась и стала крайне напряженной. «То были дни тяжелых испытаний для нашей Церкви, грозившие ей страшным отступничеством человека гордыни от полноты Вселенского Православия», – вспоминал о тех временах митрополит Никодим.

На расширенное заседание Священного Синода Русской Православной Церкви, в котором приняли участие архиереи из Украины, митрополит Филарет не явился, хотя был его постоянным членом. И на следующее заседание 21 мая 1992 года тоже не приехал. В сложившейся ситуации Синод решил передать функции исполняющего обязанности Предстоятеля Украинской Церкви старейшему по хиротонии архипастырю в Украине – митрополиту Харьковскому и Богодуховскому Никодиму (Руснаку).

Исполняя определение Священного Синода РПЦ, владыка Никодим 27 мая собрал и возглавил Собор епископата Украинской Православной Церкви, вошедший в историю как Харьковский Архиерейский. Но еще 14 мая митрополит Никодим послал Филарету телеграмму, в которой просил его выполнить свое обещание и собрать Архиерейский Собор, но ответа не последовало. После решения Синода от 21 мая 1992 года митрополит Никодим еще раз позвонил Филарету, но тот, будучи уверенным в своей власти, силе психологического воздействия и авторитарного влияния на епископат, заявил: «Вы думаете, епископы вас послушают?»
 
Первоначально Собор предполагалось провести в Киеве...

Однако Филарет, отвечая на очередную просьбу владыки Никодима о созыве Собора, пригрозил: «Имейте в виду, если вы приедете в Киев, вас побьют камнями, вы ног не унесете». Именно поэтому архипастыри собрались в Харькове. Епископ Волынский Варфоломей телеграммой из Польши, где он пребывал в это время, сообщил, что согласен с решением большинства архиереев, к которому просил присоединить и его голос. Не прибыл на Собор только Львовский владыка Андрей (Горак).

27 мая 1992 года в Харькове состоялся Архиерейский Собор Украинской Православной Церкви, который сместил митрополита Филарета с должности Предстоятеля УПЦ, с Киевской кафедры и почислил за штат с запрещением в священнослужении. Основанием для такого жесткого решения послужили разоблачения бывшего митрополита в грехах, несовместимых со служением Предстоятеля, а также его раскольническая деятельность. Собор единодушно избрал Предстоятелем митрополита Ростовского и Новочеркасского Владимира (Сабодана), ставшего Кормчим Православной Церкви в Украине, 121-м Митрополитом Киевским в тысячелетней истории православия на Святой Руси.

«Харьковский Архиерейский Собор 1992 года явился подлинным выражением духа соборности Церкви, зрелым примером действия Промысла Божьего, когда, как и древними Соборами Православной Церкви, водительством Духа Святого принимались судьбоносные решения, выносились важнейшие определения по основополагающим вопросам церковной жизни», – отметил Святейший Патриарх Алексий II.

«Собор длился двое суток, – вспоминал митрополит Никодим. – После его окончания официальная пресса от лица правительства заявила, что Никодим созвал Собор, но никто об этом якобы не знал. Так с первого дня началась фальсификация».

Во время работы Собора через каждые два часа митрополита Никодима вызывали для телефонного разговора с представителями администрации Президента Украины Леонида Кравчука. В трубке звучало: «Никодим Степанович, Леонид Макарович надеется на добрую дружбу и просит не трогать Филарета».

По свидетельству участников, Собор проходил в атмосфере всеобщего духовного подъема. Ректор Национальной юридической академии имени святого князя Ярослава Мудрого академик Василий Таций отмечал: «Нет таких слов, чтобы оценить поступок митрополита Никодима – созыв Архиерейского Собора в Харькове. Владыка – образец высочайшего духовного мужества, а его действия в те дни – достойный пример лучших сынов нашего православного народа. Такое в жизни бывает только раз, когда в считанные минуты можно пролистать всю свою жизнь и принять единственно правильное решение, за которое не стыдно будет смотреть людям в глаза. Как раз этим поступком владыка проявил свои лучшие человеческие качества».

Харьковский Архиерейский Собор 1992 года внес изменения и дополнения в Статут Украинской Православной Церкви. Принимая решения, его участники руководствовались святыми канонами Православной Церкви, здравым смыслом и практическими примерами церковной жизни. На стыке двух исторических эпох Собор способствовал расширению сферы служения Церкви, которая в нынешних условиях ставит перед собой главными задачами консолидацию украинского общества, повышение роли Украинской державы на международной арене, поддержку национальной экономики, образования, культуры и искусства, широкого социального служения и благотворительности.
 
В безбожное лихолетье Церкви пришлось многое пережить...

Она была вынуждена терпеть поношение, разграбление, искусственно создаваемый раскол, нашествие инославных миссионеров, которые и сегодня ловят в свои сети человеческие души. В начале 1960-х годов один из крупнейших идеологов западного мира заявил: «Мы не победили этот варварский народ в войне, мы победим его разноверием». В своих многочисленных выступлениях на телевидении, в прессе, в проповедях перед православной паствой владыка Никодим показывает истинное обличье этих лжепророков и прельстителей душ, призывает народ к мужественному стоянию за чистоту веры и верность Святому Вселенскому Православию.

В 2002 году в своих воспоминаниях по случаю 10-летия Харьковского Архиерейского Собора старейший архиерей УПЦ отметил: «Если бы Церковь следовала мирским ценностям и принципам, она бы давно перестала быть Церковью. Исполняя свой архипастырский долг, я созвал Собор в Харькове, разослал всем епископам приглашения и надеялся только на волю Божью... Если бы сегодня случилась подобная ситуация, я поступил бы так же».

Архиерейский Собор в богоспасаемом граде Харькове принял определяющее решение: быть в единении со Вселенским Православием. Украинская Православная Церковь уверенно пошла путем, предопределенным ей соборными деяниями, сумела занять достойное место в обществе, не изменяя главному призванию – вести людей ко спасению. Возглавляя Харьковский Архиерейский Собор, запечатлевший глубины духовного падения одних, высоту и силу духа других, митрополит Никодим в полной мере исполнил завет Патриарха Тихона: «Пускай мое имя погибнет в истории, лишь бы Церкви была польза».

Сегодня, спустя 15 лет после этого важнейшего исторического события, вспоминаются слова Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира, сказанные им в октябре 1999 года в дни празднования 200-летия Харьковской епархии: «Все течет, все меняется, неизменным остается только Бог. У Него нет настоящего, прошедшего или будущего. У Бога все – настоящее. И пред лицом Его предстоим мы, ныне живущие, предстоят поколения наших предков и поколения тех, что грядут за нами».

Будем же и мы, «стараясь сохранять единство духа в союзе мира» (Еф. 4, 3), следовать по историческому пути, предначертанному десницей Божией; по пути, указанному святым апостолом Андреем Первозванным, возвестившим божественное избранничество Святой Руси, воссиявшей всему миру правдой и любовью; по тому пути, которым, неся свой нелегкий крест святительского служения, более 45 лет следует промыслительным Господним действием митрополит Харьковский и Богодуховский Никодим – старейший иерарх Вселенского Православия!