Доклад епископа Конотопского и Глуховского Иосифа на научно-практической конференции «Церковь и казачество: опыт соработничества на благо Отечества»

Доклад епископа Конотопского и Глуховского Иосифа на научно-практической конференции «Церковь и казачество: опыт соработничества на благо Отечества»
Многоуважаемые Преосвященные гости, духовенство, представители власти и атаманы!

Основными историческими и идеологическими факторами, сформировавшими украинский народ, были Церковь и казачества. Вся национальная сущности народа Украины выразилась в таком историческом явлении как украинское казачество, а исторической миссией казачества было исповедание и защита Православной Веры. На протяжении веков казаки не мыслили себя вне Православной Церкви, их духовное возрастание неизменно было связано с традицией христианского воспитания. Патриотизм, вера в победу, жертвенная готовность защищать родную землю, объединяли наших казаков в служении Отечеству, вдохновляли их на ратный и трудовой подвиг, давали им мужество и силы в борьбе с врагом. Историческое казачество видело великую цель своего существования - защита и распространение Православия, а сами казаки считали себя православным воинством - "лыцарством".

В прошлом, благодаря казачеству, Украина осталась православной, а благодаря Православию, украинский народ и само казачество, как наиболее яркое национальное явление, сохранили свою самобытность. Поэтому не удивительно, что с момента падения коммунистического режима в Украине наряду с возрождением и укреплением общественного авторитета Православной Церкви начало возрождаться и украинское казачество.

С начала возрождения казачества на Украине прошло двадцать лет. Сегодня казачество является исторически оправданной формой, подходящей для участия в национальном решении проблем связанных с упадком патриотизма и распространения нигилизма по отношению к культурным и духовным ценностям. Будучи многогранным по своей форме деятельности, казачество можно продуктивно применять как в государственных программах военно-патриотического воспитания молодежи, так в формировании национальных военных традиций. История казачества, с ее героическими примерами, является значимым не только для страниц военной истории, но и наглядным образцом подвига предков, побуждающих своих потомков к любви к Родине и Православной Вере. Таким образом, идеология казачества может и должна стать фундаментом и объединяющей основой национальной идеи Украины.

При этом казачество, укорененное в православной традиции, является замечательной формой популяризации христианских ценностей, в противовес пропаганде потребительского образа жизни. Казачество в доступной и популярной форме способно довести до широких масс актуальность христианских идеалов, так как идеал казачества не мыслится вне православной традиции. Исходя из того, что одной из важнейших задач, стоящих перед Церковью в этом мире является проповедь о Христе, казачество может стать одной из наиболее успешных форм проповеди среди активной, патриотически-настроенной части общества, где наглядно демонстрируется возможность плодотворной реализации христианского идеала в решении насущных практических проблем.

К сожалению, несмотря на фактическую свою многочисленность (до миллиона человек), современное казачество Украины представляет из себя многочисленные объединения и организации, часто находящиеся в конкурирующих отношениях между собой и порой не имеющих никакого идеологического и духовного базиса. В результате огромный потенциал, заложенный в казачьем движении сводится на нет. Причина этого удручающего положения видится в отсутствии в украинском казачестве единого духовного и идеологического фундамента, которым для исторических казаков было исповедание Православия.

Современное казачество из-за разрыва связи поколений, который в Украине насчитывает сотни лет, в своей основе не приобщено к религиозному, духовно-нравственному, историческому наследию своего народа. Большинство современных казаков, порой и не задумывалось о высших духовных ценностях. Хотя подавляющее большинство из них исповедует каноническое православие, но их вера часто носит фольклорно-обрядовый характер. Среди казаков распространены религиозная индифферентность и этнофилетизм. В составе казачьих подразделений могут оказаться люди другой веры, и даже язычники и атеисты.

В связи с этим лучшие представители казачества, на основании исторического опыта пришли к осознанию, что реанимировать жизнеспособность казачьего движение в Украине возможно только через возрождения в его недрах православной духовности и объединения его вокруг канонической Православной Церкви.

Со своей стороны Украинская Православная Церковь, всегда видело в казачестве своих верных духовных чад и осознавало свою пастырскую ответственность за сохранение в современном казачестве верности истинной христианской духовной традиции. Главной целью взаимодействия Церкви и украинского казачества стало именно воцерковление казаков во всех смыслах этого слова. Как отметил святейший патриарх Кирилл на заседании Совета по делам казачества: "Перед Церковью стоит очень большая задача воцерковление наших казаков. Быть православным это не значит фольклорно исполнять традиции, быть православным это не только уметь креститься и снимать шапку в храме. Быть православным это значит сопрягать, в первую очередь, нравственный Божий закон со своей жизнью. То, чем всегда было сильно казачество, сила духа, а без сильной веры не может быть сильного духа. Вот почему и существовала такая органическая связь между Церковью и казачеством. И так важно, чтобы эта связь сегодня укреплялась. Казачество это не только внешние отличительные символы, знаки; казачество это образ жизни, в частности, формируемый под духовным воздействием православной веры". Расплывчатое понятие "казачьих духовных традиций" следовало заполнить конкретным содержанием православной духовности, где на первое место должна выйти связь человека с Богом путем следования традициям и учению Православной Церкви. Поэтому в 2009 году Священный Синод УПЦ учредил Синодальный отдел по делам пастырского окормления казачества Украины и духовно-физического воспитания молодежи. Основной задачей Синодального отдела стало формирование и оформление конструктивных взаимоотношений Церкви и казачества, определение принципов духовно-пастырского попечения Церкви о казачестве и выработка единства и координации действий института казачьих духовников в работе с казачьими организациями.

Деятельность Синодального отдела вывела сотрудничества Церкви и казачества на новый этап взаимоотношений. В недрах украинского казачества верного традициям Православной Церкви созрело осознание необходимости организационного оформления единства казачьего движении под омофором Украинской Православной Церкви. Для этого по благословению Блаженнейшего Митрополита Киевского и Всея Украины Владимира и под руководством Председателя Синодального отдела УПЦ по делам пастырского окормления казачества, 5 марта 2011 года казачьи атаманы 40 реальных казачьих подразделений из большинства областей Украины собрались для учреждения Координационного совета атаманов Православных казачьих организаций Украины при Синодальном отделе УПЦ по делам пастырского окормления казачества. В Совет вошли казачьи организации, признающие только каноническую Православную Церковь и имеющие реальных казаков, а не исключительно бумажные реестры. Совет возглавил Председатель Синодального отдела по делам пастырского окормления казачества Украины, и решения атаманов, обязательные для всех, вступают в силу только после его благословения. Одним из решений Координационного совета стало выработка единой символики, систематизация формы по регионам и войскам, и единое чинопроизводство. Атаманы приняли решение ввести для атаманов уровней от областного до всеукраинского погоны не по "званиям", а по должностям, которые не будут повторять генеральские погоны армии и других силовых структур. Первыми на упразднения института генеральства откликнулись казаки Северного Слобожанского округа Вольных казаков Украины Конотопщины, где старшина отказалась от генеральских чинов, тем самым положив добрый пример для всего украинского казачества.

Состав Совета атаманов будет расширяться, для участия в единении православного казачества будут приглашаться все организации, верные каноническому Православию и настроенные на конструктивное сотрудничество.

Хотя в перспективе у Церкви во взаимоотношениях с казачеством остаются прежние задачи - формирование и координация института казачьего духовенства и воцерковление казаков, - но теперь, в лице Координационного совета атаманов Православных казачьих организаций Украины появился организационный трамплин, которые придаст ускорение этим процессам.

Таким образом, в Украине сегодня созрели условия, когда партнерские отношения Церкви и казачества выходят на совершенно иной духовный уровень, где Церковь - это Мать, Бог - Отец, а казачество - любимое духовное чадо Православия.

Этот новый уровень отношений позволит возродить казачества, как дееспособную социальную силу в Украине, являющуюся опорой Православной Церкви.

Молитвенно желаю, чтобы Международная научно-практическая конференция «Церковь и казачество: опыт соработничества на благо Отечества» стала традиционной, чтобы итог наших трудов нашел отклик в сердцах казаков и их атаманов и по настоящему преобразил современное казачество. Благожелаю плодотворной работы всем участникам Конференции и призываю всем нам Божье благословение и Покров Царицы Небесной в этом благом и богоугодном деле. Да будет по слову апостольскому: «милость вам и мир любовь да умножиться» (Иуд.1,2).

Официальный сайт Конотопско-Глуховской епархии УПЦ