Доклад на торжественной Академии по случаю 15-летия Харьковского Архиерейского Собора (19 мая 2007 года, г. Харьков)

«Будьте воистину верными чадами Святой Православной Церкви. Помните о великих свершениях ваших предков, превозмогших многие смуты, нестроения... Не бойтесь и не страшитесь – свидетельствуйте о Христе и Его правде ясно и дерзновенно».

Из «Обращения Святейшего Патриарха Московского
и всея Руси Алексия II к пастырям и пастве православной
Украины» // Св. Синод РПЦ, 30 декабря 2004 г., Ж-л № 77
 
Ваше Боголюбивое Блаженство!
Дорогие владыки, возлюбленные отцы,
братья и сестры!

В 2007 году исполнилась 15-я годовщина исторического Харьковского Архиерейского Собора 1992 года и пребывания на Киевской кафедре Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и всея Украины.

Вспомним, что в июне 1990 года на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви был избран нынешний Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, получивший в результате тайного голосования 166 голосов. Митрополит Ростовский и Новочеркасский Владимир (Сабодан) набрал 143, а тогдашний митрополит Киевский и Галицкий Филарет (Денисенко) – 24 голоса (и еще один дополнительный в его пользу – от находившегося в больнице архиепископа Полтавского и Кременчугского Феодосия) (Прот. В. Цыпин. История Русской Церкви (1917-1997 годы). – М., 1997).

Таковы были окончательные результаты голосования по вопросу об избрании Патриарха Московского и всея Руси. По чину Церковного Устава Собор воспел новоизбранному Предстоятелю «Многая лета».

«Ввиду многочисленных жалоб на жестокость и безнравственный
образ жизни...»

Спустя два года, 31 марта – 5 апреля 1992 года на Архиерейском Соборе в Москве обсуждался вопрос об освобождении митрополита Филарета от управления Украинской Православной Церковью с назначением его на другую кафедру ввиду многочисленных жалоб на его жестокость и безнравственный образ жизни. Нелицеприятная, справедливая критика в адрес митрополита Филарета привела к тому, что он, положив руку на крест и Евангелие, перед всем Собором архиереев дал священную клятву: по возвращении в Киев собрать Собор епископов Украинской Православной Церкви для избрания ее нового Предстоятеля. Члены Собора РПЦ, поверив обещаниям, занялись обсуждением других насущных вопросов церковной жизни.

Однако, возвратившись в Киев, митрополит Филарет не стал созывать Архиерейский Собор. Поправ свою священную клятву и каноны Святой Вселенской Православной Церкви, он организовал в столице митинг, вернее, сборище чуждых православию людей, на которое не был приглашен ни один епископ или священник. В присутствии представителей средств массовой информации, в окружении тех, кто стремился использовать Церковь в своих корыстных и политических целях, митрополит Филарет заявил: «Я был, как на Голгофе – меня распинали за то, что я искренний украинец и не желаю подчиняться Москве». Так он стал рьяно сеять разрушительный раскол в нашей Православной Церкви.
 
В Украине и за ее пределами митрополита Филарета поддержали реакционные политические силы

Они стремились ослабить позиции святоотеческого канонического православия не только на украинских землях, но и во всем мире.

Публичное отречение Предстоятеля от клятвы, его выступления в СМИ, направленные против Русской Православной Церкви, к полноте которой относилась и УПЦ, обусловили жесткие решения Священного Синода РПЦ, который 21 мая 1992 года освободил его от должности Предстоятеля УПЦ. В связи с этим мне, как временному местоблюстителю Киевской Митрополии, старейшему по хиротонии иерарху Украинской Православной Церкви, было поручено до праздника Святой Троицы созвать и провести Архиерейский Собор УПЦ для избрания нового Предстоятеля.

Пытаясь всеми силами предотвратить раскол, я направил митрополиту Филарету телеграмму следующего содержания: «Ваше Блаженство! Ради единства и мира нашей Украинской Православной Церкви, основа которой – соборное волеизъявление в действии Святого Духа, Кормчего Церкви Христовой, как бы Вам ни было тяжело, не совершите примера преслушания каноническому Патриаршему омофору, вне которого неизбежны раскол, новые духовные терзания нашего православного духовенства и боголюбивого народа в столь сложное для Святой Православной Церкви время. Святители Иоанн Златоуст и Афанасий, Лубенский чудотворец, трижды удалялись с кафедр, но смиренно и мудро поставив судьбу Святой Церкви превыше всего земного, тем самым лишь возвысили свой святительский подвиг и честь на века, возвеличили красоту святого послушания.

Глубокоуважаемый Владыка! Ради мира церковного последуйте их мужественному святому примеру, пощадите свой тридцатилетний архипастырский труд на благо Святого Православия, с христианским смирением положитесь на Волю Божью, все во благо устрояющую. Созывая Архиерейский Собор, спасите нашу Церковь от треволнений и раздоров.

С искренней молитвой за Святую Церковь и о даровании Вам доброго здоровья, с братской любовью во Христе, митрополит Никодим, 21 мая 1992 года».
 
К сожалению, ответа на свою телеграмму я не получил

Пришлось позвонить ему и сообщить: по благословению Святейшего Патриарха Алексия II, как старейший по хиротонии иерарх Украинской Православной Церкви и временный местоблюститель Киевской Митрополии, я должен созвать Архиерейский Собор для избрания нового Предстоятеля Церкви. Я выразил надежду, что владыка будет присутствовать на этом Соборе. В ответ из телефонной трубки прозвучали слова: «Неужели вы думаете, что епископы вас послушают? Вас камнями побьют, если вы приедете в Киев созывать Собор. Вы ног не унесете». После этой явной угрозы митрополит Филарет бросил трубку. Созывать Архиерейский Собор пришлось в Харькове.

Я твердо верил, что при содействии Святого Духа для участия в Архиерейском Соборе в Харьков прибудут все епископы нашей Украинской Православной Церкви. Слава Богу, так и случилось. И сегодня с глубокой благодарностью вспоминаю собратьев-архиереев, которые своим участием в Соборе не допустили потопления корабля нашей Святой Православной Церкви в пучине расколов. На Собор не прибыли лишь двое: епископ Львовский Андрей (Горак) и епископ Волынский Варфоломей (Ващук), который в это время находился за границей, но прислал телеграмму, где известил, что принимает все решения Собора как Святое Божье изъявление.

Архиерейский Собор Украинской Православной Церкви заседал в Харькове 27-28 мая 1992 года под моим председательством

Открывая его, я сказал: «Благодать Святого Духа собрала нас в чрезвычайное для Украинской Православной Церкви время: в связи с вероломными действиями митрополита Киевского и всея Украины Филарета мы должны исполнить всеблагую волю Божью и дать ответ на вопрос, который перед нами поставила Святая Церковь. Задача осложняется тем, что, как и во времена атеистического давления, сегодня высокопоставленные лица по телефону категорически потребовали от нас «не трогать Филарета», в противном случае каноническую Церковь в Украине будут считать вне закона. Перед нами встала дилемма: с Филаретом – или с Богом, но вне закона сильных мира сего?..»

Харьковский Архиерейский Собор выразил недоверие митрополиту Филарету, сместил его с Киевской кафедры и с поста Предстоятеля Украинской Православной Церкви, почислив за штат с запрещением в священнослужении.

Тайным голосованием абсолютным большинством голосов Первосвятителем был избран митрополит Ростовский и Новочеркасский Владимир (Сабодан). В соответствии с Уставом Архиерейский Собор воспел новоизбранному Предстоятелю «Многая лета».

Бывшему митрополиту Филарету послали телеграмму следующего содержания (на языке оригинала): «Цим повідомляємо, що Архієрейський Собор УПЦ, який зібрався в місті Харкові 27 травня цього року під головуванням митрополита Харківського i Богодухівського Никодима, тимчасово виконуючого обов’язки місцеблюстителя Митрополита Київського i вciєї України, звільнив вас від виконання обов’язків Предстоятеля УПЦ та Митрополита Київського i вciєї України, зарахувавши поза штат із забороною у священнослужінні до рішення Архієрейського Собору Матері Церкви. Одночасно повідомляємо, що більшістю голосів Собор обрав Предстоятелем УПЦ митрополита Ростовського i Новочеркаського Володимира. Від iмені Собору: Никодим, митрополит Харківський i Богодухівський» (Митрополит Никодим (Руснак). Послания. Слова. Речи. – Х.: Прапор, 1995. – Т. 1. – С. 515).

В соответствии с пунктом 3 «Определения об Украинской Православной Церкви», принятого Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 25-27 октября 1990 года, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил Митрополита Владимира на Первосвятительское служение в Украинской Православной Церкви.

28 мая 1992 года Священный Синод РПЦ согласился с решением Харьковского Архиерейского Собора УПЦ о смещении митрополита Филарета и избрании митрополита Владимира (Сабодана) Предстоятелем Украинской Православной Церкви.
 
Для рассмотрения дела бывшего митрополита Филарета (Денисенко) Синод предписал провести 11 июня 1992 года Архиерейский Собор РПЦ

11 июня 1992 года в Свято-Даниловом монастыре г. Москвы под председательством Святейшего Патриарха Алексия II состоялся Архиерейский Собор РПЦ, созванный специально для рассмотрения обвинений в антицерковной деятельности бывшего митрополита Филарета. Обсудив все обстоятельства дела, Архиерейский Собор в особом «Судебном деянии» постановил:

«1) Извергнуть митрополита Филарета (Денисенко) из сущего сана, лишив его всех степеней священства и всех прав, связанных с пребыванием в клире.
2) Считать безблагодатными все рукоположения в сан диакона, пресвитера и епископа, совершенные митрополитом Филаретом с 27 мая 1992 года. Также все прещения, наложенные им на клириков и мирян с 5 мая сего года, считать незаконными и недействительными.
3) Извергнуть из сана епископа Почаевского Иакова (Панчука) за соучастие в антиканонических действиях бывшего митрополита Киевского, лишив его всех степеней священства».
Это решение Архиерейского Собора РПЦ постановили донести до ведома Предстоятелей всех Поместных Православных Церквей. (ЖМП – 1992. – № 8. – С. 10).

В такой неимоверно сложной обстановке началось подвижническое служение нового Предстоятеля УПЦ Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и всея Украины.

В 1996-1997 годах бывший митрополит Филарет (Денисенко) заметно активизировал свою раскольническую деятельность. Состоявшийся в 1994 году Архиерейский Собор РПЦ предупредил его о том, что в случае продолжения бесчинств он будет отлучен от Церкви через анафематствование. Не внявший в очередной раз соборному голосу Матери Церкви Денисенко продолжал свою разрушительную деятельность, конец которой положило определение Архиерейского Собора РПЦ от 20 февраля 1997 года: отлучить монаха Филарета (Денисенко Михаила Антоновича) от Церкви Христовой и анафематствовать его перед всем народом. Стоит напомнить, что 10-е Апостольское правило гласит: «Аще кто с отлученным от общения церковного помолится, хотя бы то было в доме: таковой да будет отлучен». Не следует забывать нам и слова Христа: «Всякое растение, которое не Отец Мой Небесный насадил, искоренится. Оставьте их, они – слепые... а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму» (Мф. 15, 13-14).

Правомерность решений Харьковского Архиерейского Собора признало большинство духовенства и верующих...

...А также вся полнота Вселенского Православия. Когда, по Промыслу Божьему, в 1993 году я посетил в Константинополе Вселенского Патриарха Варфоломея, то в беседе со мной он заверил, что признает единственного в Украине Предстоятеля Украинской Православной Церкви – Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира (Сабодана). Такие же отрадные заявления я не раз слышал из уст многих Предстоятелей Православных Церквей – участников форума «Народы мира и религии» (Бухарест, август – сентябрь 1998 года). А летом 1997 года в Одессе на вопросы журналистов о лжепатриаршестве Филарета (Денисенко) Вселенский Патриарх Варфоломей ответил: «Филарет запрещен в богослужении и анафематствован не только в Украине, но и в Африке».

В «Зверненні Священного Синоду Української Православної Церкви з нагоди 15-річчя історичного Харківського Архієрейського Собору» (на языке оригинала) говорится: «Харківський Собор 1992 року збepiг вірність єпископату та віруючих УПЦ спасительній православній вірі, Володимировому хрещенню Pyci у святій київській купелі. Собор зберіг єдність народу Божого зі Вселенським Православ’ям навколо єдиної Чаші Христової, відстояв та зберіг принципи соборності Українського Православ’я. Оцінюючи роль Харківського Собору, ми сьогодні дякуємо Богові за можливість вільно вирішувати проблеми церковного життя. Разом з апостолом Павлом проголошуємо: «Благаю вас, браття, іменем Icyca Христа, щоб yci ми говорили одне й не було між вами розділення, а щоб ви з’єднані були в одному розумінні та в одній душі!» (1 Kop. 1, 10) (Із рішення Священного Синоду УПЦ від 24.01.07 р., м. Київ).

Итак, Харьковский Архиерейский Собор, состоявшийся 27-28 мая 1992 года, выполнил священную историческую миссию, не позволив смутьянам, одержимым демонами властолюбия, славолюбия и алчности, попрать Святое Православие на нашей издревле православной украинской земле. Кроме иных неисчислимых испытаний, нам выпал тяжкий, но почетный жребий: подтвердить преданность Вселенскому Православию и стремление следовать по пути, обагренному кровью мучеников и исповедников веры Христовой. В судьбоносные майские дни 1992 года мы старались сделать все возможное, чтобы милость и истина встретились, правда и мир облобызались (Пс. 84, 11). Сколько всего нам пришлось изведать и пережить во время заседаний Харьковского Архиерейского Собора – знает Господь. Он же будет творить праведный суд над теми, кто ради осуществления своих честолюбивых земных амбиций пытался попрать Его вечную правду.

Мы засвидетельствовали пред всем миром, что силы ада не могут сокрушить нашу святоотеческую каноническую Православную Церковь. Сегодня она, самая многочисленная конфессия в Украине, неуклонно ведет своих верных чад по благодатному пути ко спасению. И если впредь мы будем до самозабвения заботиться о единстве веры, незыблемости святых православных устоев, то Бог поможет нам сохранить славу Церкви Христовой и нашего боголюбивого украинского народа. 15 лет – лишь мгновение в более чем 2000-летней истории христианства, но судьбоносные решения Харьковского Архиерейского Собора 1992 года – это гранит, на котором стояла и будет стоять наша Святая Православная Церковь, отринувшая дьявольский раскол.

Господь даровал нам мудрого Пастыреначальника – Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и всея Украины. Под его предстательством будем надежно хранить святыни наших предков, и тогда Днепр никогда не перестанет быть украинским Иорданом. Утоляя жажду и омываясь в днепровских водах, будем сплачиваться в едином Боге, в единой вере, в единой любви, чтобы сияла в веках, как прекрасная звезда, наша мать-Украина в созвездии Вселенского Православия.

Пусть же всегда нашим неоскудевающим богатством, нашей славой и честью остается Христос, Который говорит сохраняющей Ему верность канонической Украинской Православной Церкви: «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28, 20).