Традиции и особенности церковной архитектуры Украины

«По плодам их узнаете их» (Мф. 7, 16) – наглядным свидетельством, подтверждающим истинность этих слов Спасителя, могут служить храмы и монастыри, построенные и восстановленные в период первосвятительского служения Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и всея Украины.

С возрождением храмовых святынь, активным возведением новых церковно-архитектурных композиций закономерно встает вопрос о традициях и особенностях украинского церковного зодчества. Гений архитектуры ХХ века Ле Корбюзье писал мэру Венеции: «Не имеете права менять облик этого города, допускать в Венеции архитектурный и урбанистический беспорядок американского типа... Да, я строил небоскребы 200-метровой высоты, но возводил их там, где они уместны. Заклинаю Вас, не губите Венецию!»1. Это высказывание великого зодчего особенно актуально и для нашей страны. Н. В. Султанов удачно заметил, что «из всех европейских государств Россия (как и Украина – авт.) является единственным, имеющим свою архитектуру, но не имеющим ее истории»2.

Изучение церковной архитектуры как духовного наследия приобрело к концу XX столетия особую актуальность. В своей речи на открытии Археологического общества в 1864 году граф А. С. Уваров отмечал: «Не только мы, но и наши предки не умели ценить родных памятников. Без всякого сознания, с полным равнодушием, безобразно исправляя старинные здания или восстанавливая их сызнова, они не понимали, что тем самым каждый раз вырывали страницу из нашей летописи»3.

О церковной архитектуре Украины написано немало...

В 1000-летнем наследии украинского храмового строительства особый интерес вызывает большое разнообразие памятников – каменных и деревянных церквей. Как отмечает А. В. Степанюк, «это разнообразие в церковном строительстве можно проследить в общей форме храмового здания, в формах его составляющих (строение, барабан, купол), архитектурных элементах (пилястры, карнизы, окна), в различных деталях внутренней отделки. Однако, несмотря на все отличия, украинские церкви имеют свойственный только им общий характер для различных региональных и временных архитектурных стилей и направлений»4.

Деревянная храмовая архитектура, воплотившая национальные черты и традиции украинского народа, служила мощным животворящим источником, во многом определившим национальные черты всей украинской архитектуры. Согласно общепринятой типологической спецификации, на территории Украины существуют только 15 основных (без учета производных от них) архитектурных типов церковного деревянного зодчества.

Церковная архитектура Украины прошла те же стилевые этапы мирового архитектурного процесса, что и остальные европейские страны. Можно, например, абсолютно точно определить черты византийского влияния в древнерусской архитектуре Х-ХІ столетий, романского стиля, готики, ренессанса в XVI – начале XVII столетий, барокко в XVII-XVIIІ столетиях, классицизма в конце XVIIІ – первой половине XX века, стиля архитектуры, условно называемого «эклектикой», во второй половине XIX столетия, стиля модерн начала ХХ века.

Каменное строительство Древней Руси началось в Киеве уже в середине X века

Изготовление памятников истории и духовности всегда считалось важнейшим направлением развития цероквной архитектуры и сакрального искусства.

Как отмечает П. А. Раппопорт, «в настоящее время на поверхности земли стоят всего около 30 более или менее полностью сохранившихся каменно-кирпичных древнерусских зданий домонгольской поры. Большинство из них значительно перестроены в более позднее время, и судить о первоначальном облике этих строений можно лишь после детального архитектурно-археологического исследования. Если считать и те памятники, которые были уничтожены сравнительно недавно, а также частично сохранившиеся, то и тогда их будет всего около 60. Следует учесть, что сюда входят памятники, построенные на всей территории Руси за период от конца Х до середины XIII века и относящиеся, таким образом, не только к разным историческим периодам, но и к различным архитектурным школам»5.

Крещение Руси святым равноапостольным князем Владимиром в 988 году позволило стране включиться в круг художественного и архитектурного процессов того времени, значительно расширить связи с Византией, что сыграло решающую роль на начальном этапе развития древнерусского зодчества. При этом Русь «сумела взять лучшее и нужное ей из византийского наследия, освоить принципы этой великой архитектуры, создать свой оригинальный художественный язык и высказать на этом языке самостоятельные суждения»6.

На первом этапе развития архитектуры Киевской Руси в типологических и художественных чертах обнаруживается несомненная близость с принципами средневизантийской архитектуры. В 989-995 годах в Киевском детинце была построена церковь Богородицы (Десятинная) – первый каменный храм на Руси. В древности церковь называли «марморяной», так как внутри она была богато украшена мраморами, привезенными, как свидетельствует их анализ, из Проконнеса, бывшего в ту пору мировым центром по добыче и экспорту мрамора. Судьба памятника трагична. В 1240 году церковь разрушили, на ее руинах в XIX веке возвели новую, но позже разобрали.

Изначально это был крестовокупольный храм. Как считает А. И. Комеч, «вероятно, образцом ему послужила Фаросская церковь Богородицы Большого дворца в Константинополе»7. Близким по характеру к архитектуре Десятинной церкви стал прекрасно сохранившийся Спасо-Преображенский собор в Чернигове, построенный около 1036 года князем Мстиславом Тмутараканским. В некоторых чертах архитектуры собора видны приемы, не характерные для византийского зодчества, но в дальнейшем ставшие типичными для древнерусской архитектуры. Внутренние столбы имеют не квадратную, как в константинопольской архитектуре, а крестовую форму. Не свойственны византийской архитектуре были и круглые башни с винтовыми лестницами, ведущими на хоры. Это присуще романской архитектуре, что свидетельствует о знакомстве зодчих с культурными традициями Запада.

Новый стилевой этап наступил в 30-50-е годы XI века

Тогда в древнерусском искусстве окончательно сформировались черты монументального стиля. Центральным памятником архитектуры Киевской Руси стал Софийский собор в Киеве, построенный в 1037-1044 годах святым князем Ярославом Мудрым. Тип собора необычен. Пятинефный крестовокупольный в своей основе, он был окружен двумя рядами галерей – внутренней двухэтажной и наружной одноэтажной, с открытыми аркадами, что подчеркивало объемно-пространственный характер композиции, – не осевой, типичной для средневизантийского зодчества, а приближающейся к центрической. Вся композиция в целом имела динамический характер. Собор, в отличие от византийских храмов, увенчивали 13 куполов. Как пишет Н.И. Кресальский, «многоглавая композиция Киевской Софии, воплотившая в себе славянскую композиционную идею, сыграла большую роль в формировании национальных черт русской, украинской и белорусской архитектуры»8.

Следующий этап зодчества Киевской Руси – вторая половина XI – начало XII века. Киев постепенно утрачивает свое политическое значение, возрастает влияние Церкви, в частности монастырей, что нашло отражение в архитектуре. В ней еще живы черты стиля эпохи святых князей Владимира Великого и Ярослава Мудрого (те же приемы строительной техники, тот же характер форм и декора), но образ здания становится иным. Наиболее четко особенности этого этапа проявились в Успенском соборе Киево-Печерской Лавры (1073-1078). В плане и объеме здания четко выражен тип шестистолпного, трехапсидного храма простой крестовокупольной системы. Несколько повышенные своды перекрытия ветвей архитектурного креста подчеркивают их композиционную роль в объеме здания. Отсутствуют башни и галереи. Отпала необходимость освещения боковых нефов (их освещают окна в фасадных стенах). Венчает собор одна глава. Композиция здания приобретает статический характер: более важную роль, чем в постройках предшествующего времени, играет плоскость, ярче подчеркнута тектоничность форм, но сохраняется тенденция к их живописности. Это проявляется и в усложненной композиции верха (повышенные своды ветвей архитектурного креста), и в характере византийской смешанной кладки, кирпичного декора. Популярность архитектурной формы Свято-Успенского собора Печерского монастыря на Руси исключительно велика. По его типу создавались многочисленные постройки следующего этапа древнерусской архитектуры, его пропорции стали каноничными для многих будущих храмов.

Во второй четверти XII века зодчие переходят на местные
строительные материалы и разрабатывают новые технические приемы

В отдельных областях Киевской Руси «формируются местные архитектурные школы с ярко выраженными конструктивными и художественными особенностями, но с общими чертами, присущими стилю в целом, в первую очередь – типологическими и композиционными»9. Остается незыблемым тип церковного здания, характерный для Православной Церкви в Византии – византийская крестовокупольная система.

Архитектура этого периода (30-80-е годы XII века) ярко выражает черты феодального времени – толстые стены, узкие окна, напоминающие бойницы, грузные формы. Все это также было присуще романскому стилю. Более того, в художественных приемах ряда архитектурных школ мы видим непосредственные черты романского искусства, проявившиеся в приемах строительной техники, декоре фасадов, росписях интерьеров. Так, романская аркатура на фасадах заменяет традиционный византийский меандровый орнамент; близкой к романскому искусству становится белокаменная резьба.

Об участии в строительстве Древней Руси романских мастеров данных нет, если не считать упоминания о зодчих, которых Фридрих Барбаросса прислал святому князю Андрею Боголюбскому. Напротив, не вызывает сомнения, что в Киеве и Смоленске, Чернигове и Владимире, Новгороде и Пскове работали русские мастера, хорошо знакомые с приемами романской архитектуры. Как пишет Б. А. Рыбаков, «в культуре русских княжеств было много общих черт, отличавших ее от византийской и от культуры западного католического мира. Вместе с тем русская средневековая культура развивалась не в изоляции, а в хорошем творческом общении с культурой других стран. Русь XII века была как бы соавтором в создании многообразия форм романского стиля Европы и Кавказа»10.

Черты данного стилевого направления проявились в архитектуре церкви в честь Богородицы Пирогощи в Киеве (1131-1135 годы), восстановленной в 1997-1998 годах. Характерным памятником этого стиля является Кирилловская церковь (около 1150 года), хорошо сохранившая первоначальные формы под позднейшими наслоениями. Внутреннее пространство храма во всем напоминает Успенский собор Киево-Печерской Лавры. Башни отсутствуют, вместо них на хоры ведет лестница в толще северной стены. Ко входам примыкают небольшие притворы – тамбуры. Пропорции здания несколько тяжеловаты. В архитектуре этого времени превалирует графичность, сменившая живописный принцип предшествующего периода, – черта, характерная для данного стилевого направления.

Очень близки по архитектуре к Кирилловской церкви памятники Владимира-Волынского и Чернигова (Борисоглебский и Успенский соборы Елецкого монастыря), хотя черниговская школа существенно отличается от киевской и волынской. При общей для всего Приднепровья и Волыни кирпичной технике строительства, в Чернигове в декоре фасадов применялся резной камень (капители, угловые камни, части порталов и прочее). В семантике резьбы наравне с общими для романского искусства чертами использовались мотивы славянской орнаментики, древнерусского фольклора и геральдики. Кирпичные стены фасадов черниговских храмов обмазывали снаружи известковым (с примесью цемянки) раствором и разграфляли «под квадры», что имитировало каменную кладку, распространенную в романском зодчестве.

Несколько отличалась храмовая архитектура Галицкой земли: соборы возводились из светло-серого местного известняка. Из многочисленных построек древнего Галича сохранилась до наших дней лишь одна церковь в честь святого великомученика и целителя Пантелеимона. Остальные известны только по раскопкам фундаментов. Для Галицкой архитектурной школы характерно разнообразие типов: это и однонефные, и трехнефные, и ротондональные, и октогонные в плане здания.

Новый стилевой этап древнерусского зодчества возник
в конце XII века

П. А. Раппопорт характеризует его основные черты следующим образом: «Если в предшествующем периоде главной художественной задачей было решение внутреннего пространства, то теперь внимание зодчих переключается на экстерьер. Здания приобретают центрический башнеобразный характер с нарастанием объемов кверху при богатом декоре фасадов. Получают распространение сложные четвертькружные перекрытия и трехлопастные завершения фасадов, уменьшается конструктивная и композиционная значимость стен. Основная нагрузка от перекрытий переходит со стен на несущие столбы, вертикальность которых на фасадах подчеркивается профилированными пилястрами, сменившими полуколонны предшествующего стилевого направления. В композиции происходит определенный отход от традиции крестовокупольной системы, главным образом за счет дополнительного объема под барабаном главы»11.

Впервые на украинских землях этот прием был применен в построенной около 1190 года церкви в честь святителя Василия Великого в Овруче киевским князем Рюриком Ростиславичем. Новое стилевое направление довольно быстро приняло общерусский характер. Наиболее яркий памятник этого стиля – Пятницкая церковь в Чернигове (конец XII – начало XIII столетия) с ее стройными пропорциями, башнеобразной композицией, тройным нарастанием ступенчатых арок к высокой главе, сетчатыми и меандровыми орнаментами, обильно украшающими фасады.

Монголо-татарское вторжение 1238-1240 годов подвергло Русь невиданному дотоле опустошению. Обессиленные земли Западной и Юго-Западной Руси попадают под власть иноземных захватчиков: Литвы (Приднепровье и Подолье), Польши (Галиция), Венгрии (Закарпатье). В разграбленном Приднепровье монументальное каменное строительство прекращается на несколько столетий.

На западных землях, менее пострадавших от монголо-татарского нашествия, постепенно отстраиваются города, развиваются ремесленное производство и торговля. В больших торговых центрах растет приток населения, в том числе поляков, венгров, армян, греков, итальянцев, немцев; формируются ремесленные цеховые организации. Все это способствует появлению новых церковных сооружений, а также новых для Руси архитектурных форм и строительной техники, претерпевающей значительные изменения. Главным строительным материалом наравне с серым известняком становится брусчатый кирпич, заменивший древнерусскую плинфу. Как отмечает Ю. В. Ранинский, «типы православных церквей сохраняют древнерусские традиции, главным образом типологические и композиционные черты украинской деревянной архитектуры, хотя в конструкциях и некоторых формах заметно влияние готической архитектуры»12.

Как пишет Ю. А. Нельговский, «в архитектуре ряда украинских церквей XIV-XV столетий можно проследить две тенденции. Например, в больших городских или монастырских соборах – святого Юра во Львове, апостола Иоанна Богослова в Луцке, Богоявленской церкви в Остроге, церкви Троицы Межиричского монастыря возле Острога, Успенской церкви в Зимненском монастыре – как в типе, идущем от крестовокупольных построек, так и в пятиглавых композициях видно продолжение древнерусских традиций. Но иной характер пропорций, нерасчлененные фасады и покарнизные завершения, восьмигранные барабаны, стрельчатые завершения оконных проемов, декор белокаменных порталов, приспособление церквей к обороне – характерные черты нового времени»13.

В стилевых особенностях небольших однонефных церквей XV – первой половины XVI столетий – церкви Уневского монастыря, Троицкой церкви в Зимно, храмах в Вишневце, Лужанах, Городне с двухверхими или трехверхими завершениями, проявилось влияние украинского деревянного зодчества. Всем этим постройкам свойственны крайняя сдержанность в декоре, простота в трактовке форм. В росписях (церковь в Лужанах) еще во многом живы традиции древнерусского искусства. В ряде случаев украинским церквям были присущи и черты готики, например, церкви Рождества Богородицы в Рогатине (XIV-XV столетия) со звездчатыми перекрытиями и стрельчатыми оконными проемами.

В XV столетии в Италии происходит становление архитектурного стиля эпохи Возрождения. Если в XV веке стиль Раннего Возрождения был присущ в основном только этой стране, а в остальных еще доминировала готика, хотя уже и подходившая к концу своего развития, то в период Высокого Возрождения – в конце XV и, особенно, в XVI веке – ренессансная архитектура распространилась почти во всех странах Европы.

От Испании до России формируются различные государства, своеобразие которых определило особенности их архитектуры. Национальные отличия оказались настолько существенными, что не всегда к архитектуре этого времени, например в Украине, можно полностью отнести термин «ренессанс».

По этому вопросу мнения исследователей неоднозначны. Так, В. Н. Лазарев и ряд других ученых считали, что «собственно ренессанс был явлением, характерным лишь для Италии. В других странах отмечалось только его влияние»14. Иные же исследователи рассматривали ренессанс как явление стадиальное, принимавшее особые формы в зависимости от местных исторических условий.

В определенной степени это относится и к украинской церковной архитектуре (в частности, к зодчеству Львова) того периода, хотя называть ее ренессансной оснований больше. Львов, переживающий в XVI столетии развитие торговли, ремесленного производства, а также архитектуры и искусства, теснее других украинских городов был связан с городами Европы и, главным образом, Италии. После пожара 1527 года, уничтожившего застройку Львова, город строится заново и постепенно приобретает ренессансный характер. Самый замечательный ансамбль Львова, в котором ярко проявились черты ренессанса, – это ансамбль Львовского братства, состоящий из Успенской церкви, внутреннего двора с аркадой, капеллы в честь трех святителей и башни. Особенности архитектуры ансамбля заложены в самой идее его строительства, связанной со становлением национального самосознания украинского народа и деятельности львовского Ставропигийского братства – одного из центров борьбы православных украинцев против Брестской унии 1596 года. Ренессансная архитектура Львова сложна и своеобразна. Ее творцами были итальянцы, мастера из Польши, Германии, Чехии, Венгрии. Но никак нельзя приуменьшать значение творчества украинских зодчих, принимавших активное участие в архитектурном процессе. Именно славянская культура отразилась на особенностях всей львовской архитектуры, в связи с чем говорили, что во Львове, «городе ста народов», «было мало русин, но много Руси»15.

Черты ренессанса прослеживаются в архитектуре многочисленных украинских церквей XVI – первой половины XVII столетия в Галиции, Подолии и на Волыни. Это были трехчастные или двухчастные, иногда – триконховые однонефные церкви, увенчанные одним, двумя или тремя верхами, в типах и композициях которых продолжались традиции предшествующего времени и народной украинской архитектуры. Ренессансными в них чаще всего были детали порталов, оконных наличников, некоторые элементы декора. В трехкупольной Крестовоздвиженской церкви в Луцке (1619-1620 годы) в резьбе порталов заметно влияние львовской ренессансной школы.

Архитектура ренессанса в Украине имела существенное значение для дальнейшего развития украинского церковного зодчества. «Формы ренессанса, близкие и понятные украинскому народу, переработанные и трансформированные украинскими мастерами, сыграли немаловажную роль в формировании черт стиля украинского барокко, блестящий расцвет которого происходил во 2-й половине XVII – начале XVIII столетия»16.

Стиль барокко возник в Италии в конце XVI века и пришел на смену стилю эпохи Возрождения в результате общего кризиса гуманистической ренессансной культуры. Интересно, что само слово «барокко», обозначающее стиль целой эпохи, которая растянулась почти на 300 лет – XVI-XVIIІ столетия – португальского происхождения. Переводится как «пустой», «ущербный». Этим словом португальские моряки называли жемчужину с дефектом, которая выглядела уродливо. Продаже она не подлежала, и ее обычно выбрасывали обратно в море.

В XVII веке барокко распространился в большинстве европейских стран. Причем, в одних полностью подражали итальянским первоисточникам, в других восприняли лишь отдельные особенности стиля, наиболее соответствующие господствующим в стране вкусам и художественным традициям.

После воссоединения Украины с Россией начался новый этап
в истории украинской архитектуры

На воссоединенных землях бурно растут города, развиваются ремесла, торговля, формируется новый уклад жизни. На земли Левобережья и Слобожанщины с Правобережной Украины, оставшейся под властью Польши, целыми селами и городами переселяется украинское население, основываются новые города и села, растут и застраиваются старые. Западные центры украинской культуры – Львов, Луцк и Острог – постепенно утрачивают свое значение, уступая место Киеву, Чернигову, Переяславу, Полтаве, а также новопостроенным Харькову, Изюму и Сумам. Повсеместно начинается возведение церквей, монастырей, домов казацкой старшины – теперь они становятся основными заказчиками.

В XVII веке в Российском государстве управление всем строительством было централизовано. Им руководил Приказ каменных дел, в обязанности которого входила проверка квалификации мастеров, посылка их по вызовам заказчиков, надзор над заключением договоров и строительством. После 1654 года юрисдикция Приказа каменных дел распространяется и на украинские земли, и так как объем строительства был очень велик, в Украину приезжают русские мастера – ведущие архитекторы страны – О. Д. Старцев, Д. В. Аксаматов и другие. Вполне естественно, что они принесли с собой новые формы и приемы строительной техники, характерные для русской архитектуры того времени, а также определенные черты, свойственные их творческой индивидуальности. Несмотря на это, «стиль, сформировавшийся в Украине во второй половине XVII века, имел свои особенности, обладал устойчивой общностью типологических, конструктивных и художественных черт, что дает полное основание назвать его украинским барокко»17.

Католическое барокко, ассоциировавшееся с деятельностью иноземных угнетателей, было ненавистно украинскому народу настолько, что многие поместья и дворы польских магнатов оказались разрушены. Понятно, что строящиеся храмы не должны быть на них похожими. В связи с этим украинское барокко быстро вырабатывает свои стилевые особенности. Компонентами стиля стали национальные приемы типов и композиций зданий, некоторые черты украинской архитектуры, выразившиеся в характере декора.

Киевский иконописец игумен Алипий (Светличный) так характеризовал возникновение украинского барокко: «К сожалению, исторические обстоятельства в Украине начала XVII столетия сложились так, что для самоутверждения украинское общество было вынуждено создавать свою новую культуру прозападного характера. Но, как видим, народ, национальность победили даже там, где было грубое вмешательство чуждого духа, и возникла своя, национальная культура. Благодаря этому Православная Церковь в Украине смогла подняться и даже в тяжелейшие времена агрессивного окатоличивания разговаривать через своих наилучших сынов с Европой на равных»18.

К постройкам барочного стиля украинской архитектуры второй половины XVII – начала XVIII века нужно отнести многочисленные трапезные палаты в православных монастырях: Михайловского Златоверхого, Флоровского, Братского, Выдубецкого в Киеве, Густынского под Прилуками, Софрониевского близ Путивля и многих других. Для большинства трапезных характерно бесстолпное перекрытие центрального зала и алтарной апсиды с куполом с восточной стороны. В украинских храмах этого периода отмечается несколько типов, из которых один восходит к традициям древнерусской архитектуры, остальные – к типам украинских деревянных церквей.

Первый тип восходит к реставрированным в XVII столетии древнерусским святыням – киевскому Софийскому, Михайловскому Златоверхому соборам, Кирилловской церкви в Киеве, Спасскому собору и собору Елецкого монастыря в Чернигове, и особенно Успенскому собору Киево-Печерской Лавры. Все эти сооружения после реставрации «облачили» в барочную «одежду»: надстроили верха, добавили пристройки, фасады украсили декором. Строящиеся храмы завершались по украинской традиции пятью или тремя верхами. Такими были соборы монастырей: Троицкого в Чернигове (1679-1695 годы), Братского (1690-1693 годы), Никольского (1690-1696 годы) и Флоровского (1732 год) в Киеве, Крестовоздвиженского в Полтаве (1689-1709 годы).

Любопытным зданием является собор Флоровского монастыря
на Подоле в Киеве

В традиционном для древнерусского зодчества плане он завершается тремя верхами подобно украинским трехчастным церквям. Но не этот тип зданий был главным в украинской архитектуре рассматриваемого периода. Наиболее выразительно национальные черты украинской архитектуры проявились в каменных храмах, идущих от трехкамерных и пятикамерных, а в усложненном типе – девятикамерных деревянных церквей. Наиболее распространенным во второй половине XVII – начале XVIII века был пятикамерный тип храма, образующий в плане крест, часто с дополнительными ячейками по углам, боковые стороны которого обычно имели граненую форму и вместе с апсидой создавали в плане форму тетраконха. Здания с крестообразным планом, с центрической объемной динамической композицией, завершающиеся в большинстве случаев пятью или девятью верхами, как правило, ставились на хорошо обозреваемых со всех сторон местах, что определило одинаковое построение фасадов.

Старейшим храмом этого типа является Николаевский собор в Нежине, построенный в 1668-1670 годах, венчают который пять широких восьмигранных барабанов, перекрытых куполами с высокими, традиционными для украинской архитектуры завершениями. Композиция здания имеет четко выраженную пирамидальность. В пластике фасадов отсутствуют элементы, роднящие ее с московской архитектурой XVII века.

Шедевры архитектуры этого типа зданий – Всехсвятская церковь на Экономических вратах в Киево-Печерской Лавре (1696-1698 годы), Георгиевский собор киевского Выдубецкого монастыря (1696-1701 годы) и Екатерининская церковь в Чернигове (1715 год). К выдающимся памятникам позднего барокко относится Успенский собор Почаевской Лавры на Тернопольщине, возведенный в 1771-1783 годах. Собор поставлен на двухэтажной террасе и очень хорошо вписывается в окружающую природу, доминируя над местностью. По характеру архитектуры и расположению Успенский собор в Почаеве напоминает австрийские дунайские монастыри, в частности – монастырь в Мельке (1702-1733 годы).

Великая колокольня Киево-Печерской Лавры – своего рода программное архитектурное произведение того времени. Это была самая высокая постройка в Российской империи – 96,5 метров! Колокольня была первым зданием, возведенным по принципу ордерной архитектуры. Ее нижний ярус трактован как пьедестал, второй выдержан в формах римско-дорического ордера, третий – ионического и четвертый – коринфского, то есть была использована классическая схема ордерной архитектоники, известная еще по зданию римского Коллизея. Ярусы кверху уменьшаются в диаметре и становятся стройнее. Барочные черты видны лишь в спаренных колоннах, раскрепованных карнизах каждого яруса и очертании завершения главы. В строительстве колокольни применена новая для того времени техника, в частности, специально изготовленные керамические блоки. Как писал о ней сам автор И. Г. Шедель, «сия звоница в Киево-Печерской Лавре, трудом моим сделанная, каким образом по всей Руси и в Европе другой не обыщется... и на вечность оная звоница стоять будет»19.

В 1847 году в Киеве начинается строительство Андреевской церкви – шедевра мирового значения. Выбор места для храма не случаен. На холме, доминирующем над Подолом, еще в начале XIII века была построена церковь, завершавшая перспективу главной улицы Киева. Центрическая, объемная композиция нового здания предопределена с самого начала. Проект храма выполнен архитектором В. Растрелли. Андреевская церковь – одно из ранних произведений великого архитектора, в котором он впервые обратился к национальным композиционным особенностям русского зодчества, гениально и по-новаторски трансформированным в стиле его творчества.

Шедевром барочной архитектуры Украины стала и колокольня Дальних пещер Киево-Печерской Лавры, возведенная С. Д. Ковниром в 1754-1761 годах. Композиционный эффект двухъярусной колокольни построен на контрасте горизонтальных и вертикальных элементов. Фасады нижнего яруса подчеркивают сплошным рустом его горизонтальные пропорции. Сочной лепкой украшена лишь плоскость над проездом. Верхний ярус насыщен пластикой – спаренными колонками с коринфскими капителями на угловых выступах, орнаментальной лепкой, покрывающей все плоскости фасадов. Колокольня завершается высокой барочной многоярусной и четырьмя конусовидными башенками. В 1763-1768 годах С. Д. Ковнир строит колокольню Ближних пещер, сходную по характеру архитектуры с колокольней Дальних, но без боковых башенок на углах.

Барокко – стиль архитектурных ансамблей. В монастырях Украины большинство их складывалось в разное время, довольно часто – еще в период Киевской Руси, но окончательное формирование происходит именно в эпоху украинского барокко. Тогда создаются новые постройки, объединенные в единый архитектурный комплекс, возводятся колокольни – вертикальные доминанты ансамблей, обители окружаются стенами и башнями. Наконец, всем зданиям придается единое стилевое лицо – постройки штукатурят, белят, древние здания «одевают в барочную одежду». Так создаются цельные в своем художественном выражении церковно-архитектурные ансамбли Киева (Софийский, Михайловский, Выдубецкий и другие монастыри, Киево-Печерская Лавра), Чернигова (Троицкий и Елецкий монастыри, ансамбль Черниговского детинца), Переяслава (Вознесенский, Михайловский монастыри), Межигорского, Красносельского, Густынского, Мгарского и других монастырей Приднепровья и Левобережья.

Во второй половине XVIII века господствующим архитектурным
стилем в большинстве европейских стран становится классицизм, сменивший барокко

В Украине в это время происходят важные события: воссоединение Правобережья, Брацлавщины и Волыни, освобождение обширных южных земель с выходом к Черному морю, завоевание Крыма. Заселяется Юг, основываются десятки новых городов: Одесса, Херсон, Николаев, Мариуполь, Мелитополь, Симферополь. Для всей Российской империи разрабатываются генеральные планы городов как старых, так и вновь создаваемых, с классицистической регулярной планировкой.

Классицизм в Украине проходит те же этапы, что и в России, а именно: ранний классицизм – 1760-1780 годы, время, когда формировались его особенности в России, в архитектурных формах еще отмечались барочные черты; зрелый или высокий – 1790-1830 годы; поздний – 1840-1850 годы, когда стиль начинает изживать себя, появляются черты архитектуры следующего периода.

В Украине классицизм ранее всего проявился в усадебной архитектуре, в крупных поместьях, в основном строившихся столичными петербургскими зодчими. В 1765-1771 годах в имении К. Разумовских в Почепе (ныне Брянская область) по проекту одного из родоначальников раннего классицизма Валена Делямота строится Воскресенская церковь, близкая по типу и характеру архитектуры к украинским церквям в Лемешах, Коропе и Глухове.

Дворцовые постройки 80-90-х годов XVIII века уже полностью классицистичны. Таков собор Джакомо Кваренги в Спасо-Преображенском монастыре в Новгород-Северском (1791-1806 годы) – с обычными для классицистических церквей портиками перед входом, полусферическими куполами и гранеными башенками-колокольнями над западным фасадом. При всей регламентации форм и приемов классицизма каждый город в той или иной степени налагал на классицистическую архитектуру определенные, свойственные только ему черты, обусловленные характером местности, рельефа, пейзажа, окружающей застройки, местных вкусов и традиций. Так, в окраске вновь возводимых храмов в Украине часто преобладал традиционный белый цвет – в отличие от «обязательного» желтого в России.

Следует отметить, пишет Г. Н. Логвин, что «классицистическую архитектуру первой половины XIX столетия часто называют стилем ампир, то есть стилем империи Наполеона I. Для него характерно некритическое перенесение форм древнеримской архитектуры на современные постройки. Таковы, например, церковь Мадлен архитектора Виньона, Триумфальная арка архитекторов Персье и Фонтена, Вандомская колонна архитекторов Лепера и Гондуэна и другие. В России и Украине, как и в других странах, этого не было, в силу чего называть русский классицизм первой половины XIX века стилем ампир было бы неверно»20.

Классицистический период архитектуры Киева связан главным образом с деятельностью архитектора А. И. Меленского (1766-1833). Его творчеству характерны живописность и мягкость. Прекрасно увязаны с киевским пейзажем ротонды на Аскольдовой могиле (1810) и территории Флоровского монастыря (1824). Характерным для творчества зодчего является небольшой дом игуменьи Флоровского монастыря (1822) с простыми формами фасадов и живописными четвертькружными ротондочками-крыльцами с колоннами ионического ордера. В церковной архитектуре классицизм в этот период находит свое выражение в ряде построек Крыма, копирующих формы древнегреческих храмов, как, например, в Петропавловской церкви Севастополя (1848). Но уже в Десятинной церкви в Киеве (1828-1842) по проекту В. Д. Стасова, построенной в формах, как ее тогда понимали, византийской архитектуры, можно видеть начало будущего стилевого направления – эклектизма. К нему относятся постройки Михайловского собора в Севастополе (1848) и Владимирского собора в Херсонесе (1859-1868).

XIX век дал церковной архитектуре всеобъемлющие возможности и знания

Архитекторы того времени считали себя законными наследниками всего, что было создано человечеством в этой области. С середины XIX и до начала XX столетия в этом «русско-византийском вкусе» строятся бесчисленные церковные здания так называемого «епархиального стиля».

Примечательно строительство Владимирского собора в Киеве, продолжавшееся много лет (1862-1886). Архитекторы стремились как можно точнее придать храму формы византийской архитектуры. Участие в росписях собора художников В. М. Васнецова, М. В. Нестерова и М. Врубеля было выдающимся явлением в монументальном искусстве того времени. В дальнейшем в церковной архитектуре стали преобладать формы русского зодчества XV века. Характерным для этого направления было творчество киевского архитектора Е. Ф. Ермакова, построившего здание Киевской духовной семинарии (1888 год), Покровскую церковь на Куреневке (1902-1906 годы) и другие сооружения.

Во второй половине XIX века в некоторых городах Украины, главным образом в Киеве, получает распространение так называемый «кирпичный стиль», в котором главную роль играют художественные и технические качества кирпича. Стены большинства зданий, в фасадах которых применялись элементы различных стилей, оставались неоштукатуренными, и фактура кирпича хорошо сочеталась с лепными деталями. Часто строители вообще отказывались от каких-либо стилевых признаков, украшая фасады лишь кирпичным декором. Яркий пример данного направления – резиденция митрополитов в Черновцах, построенная в 1864-1882 годах. С большим художественным вкусом здесь использованы декоративные качества красного кирпича с керамическими вставками и живописной кровлей из разноцветной черепицы.

С начала XX века в Украине распространяется архитектурный стиль модерн, возникший как реакция на эклектику. Если раньше архитекторы «одевали» современные им здания в «одежды» исторических стилей, то теперь они ищут новые средства художественной выразительности. Большое внимание уделяется разработке функциональности зданий, использованию нового строительного материала – железобетона, а также металла, стекла и керамики. В результате этих поисков, как пишет Ю. С. Асеев, «создается новая художественная система типологических, конструктивных и художественных признаков, что позволяет говорить о новом архитектурном стиле... В поисках форм архитекторы стиля модерн пытались максимально использовать технические и художественные свойства конструкций и материалов. Линии карнизов, завершений проемов, расположения лестниц изгибаются порой причудливо и динамично, композиция объемов и фасадов часто становится подчеркнуто ассиметричной, декор свободно компонуется на плоскостях и исходит из форм растительного и животного мира... В декоре фасадов излюбленный мотив – маскароны в виде женских и мужских голов, цветы лотоса и ирисов, характерные для оформления модернистских книг и журналов того времени»21.

Стиль модерн был крайне разнообразен и противоречив: здесь и принципиальный отказ от каких-либо архитектурных форм прошлого, и модернизированное стилизаторство, сочетающееся с новыми приемами; и насыщенные декоративной пластикой формы, и строгая рационалистическая их трактовка. Следует отметить, что модерн был не единственным стилевым направлением, кроме него получают распространение неоклассицизм, ретроспективизм и так называемые «неонациональные» стили.

В конце XIX – начале XX столетия модерн распространяется почти во всех странах Европы и Америки. Самое известное здание Киева в стиле модерн – жилой дом архитектора В. В. Городецкого (1902-1903) на Банковой улице, так называемый «Дом с химерами». Его фасады обильно украшены скульптурами рыб, африканских животных, растений. Все они выполнены из бетона.

Существенно отличалось от стилизаторства второй половины XIX века ретроспективное направление

Зодчие старались глубоко вникнуть в стилевые черты (в том числе – композиционные) архитектуры прошлого и воспроизвести их в новых зданиях. Примерами могут служить некоторые церковные строения, возведенные по проекту А. В. Щусева – собор в Почаевском монастыре в формах псковского зодчества (1906), церковь в имении Харитоненко в Натальевке Харьковской области (1908). А. В. Щусев был одним из ярких представителей направления начала XX века, которое принято называть неорусским стилем, нашедшим блестящее выражение в здании Казанского вокзала в Москве. В таком же неорусском стиле в начале ХХ столетия возведен храм в честь святого благоверного князя Александра Невского в Ялте.

Подобное неорусскому направление (неоукраинский стиль) в несколько ином характере разрабатывали П.Ф. Алешин (1881-1961) и Д.М. Дяченко (1887-1942). Его нельзя было назвать ретроспективизмом, так как зодчие, обращаясь к формам украинского барокко, применяли их творчески и соответственно характеру современных зданий. К сожалению, этот стиль не успел найти отражения в церковной архитектуре Украины.

Украинская храмовая архитектура Православной Церкви, имея более чем 1000-летнюю историю, является бесценным духовным и культурным наследием народа и памятником, зафиксировавшим временные эпохи его существования в различных исторических условиях.

Ныне в современном украинском обществе возрастает интерес к духовно-нравственным ценностям православия, активно возрождаются храмовые святыни. В 1999 году Блаженнейший Владимир, Митрополит Киевский и всея Украины, в присутствии Президента Украины Леонида Кучмы и других высших должностных лиц государства заложил Свято-Успенский собор Киево-Печерской Лавры. 24 августа 2001 года он был освящен и впервые с 1941 года здесь совершилась Божественная литургия.

Восстановлена в былой красе и другая святыня времен Киевской Руси – место крещения святого равноапостольного князя Владимира – Свято-Владимирский собор в Севастополе на мысе Херсонес, построенный во второй половине XIX века и разрушенный в годы Великой Отечественной войны.

Кроме воссоздания древних церквей, исторических памятников, ведется широкое строительство новых храмовых комплексов, воплощающих весь спектр современных архитектурно-технологических наработок. Ярким примером может служить строящийся кафедральный собор в Ужгороде. Специалисты называют его архитектурным чудом: он будет самым большим в Западной Украине и войдет в перечень крупнейших православных сооружений мира, среди которых – собор святителя Саввы в Белграде и храм Христа Cпасителя в Москве.

Библиографические ссылки:

1. Беккер А.Ю., Щенков А.С. Современная городская среда и архитектурное наследие: эстетический аспект. – М., 1986. – С. 7.
2. История русской архитектуры. – М., 1956. – С. 11.
3. Тункина И.В. А.С. Уваров и древности Южной России / «Погибшие святыни». 4-я Российская научно-практическая конференция. Сборник материалов. – СПб., 1996. – С. 28.
4. Лоїк Г., Степанюк А. Основи проектування українських церков. – К., 2000. – С. 51.
5. Раппопорт П.А. Зодчество древней Руси. – Л., 1986. – С. 11.
6. Комеч А.И. Древнерусское зодчество конца Х – начала ХІІ вв. – М., 1987. – С. 132.
7. Там же. – С. 176.
8. Кресальный Н.И. Софийский заповедник в Киеве. – К., 1960. – С. 58.
9. Каргер М.К. Древний Киев. – М.-Л., 1961. – Т. 2. – С. 357.
10. Рыбаков Б. Живопись домонгольской Руси. – М., 1974. – С. 9.
11. Раппопорт П.А. Русская архитектура X-XIII вв. – Л., 1982. – С. 76.
12. Ранинский Ю.В. Памятники архитектуры и градостроительства. – М., 1988. – С. 22.
13. Нельговский Ю.А. Некоторые особенности замков подольских земель Украины XIV – начала XVII вв. // Архитектурное наследство. – 1979. Вып. 27. – С. 91.
14. Лазарев В.Н. Древнерусские мозаики и фрески. – М., 1973. – С. 152.
15. Островский Г.С. Львов. – М., 1965. – С. 53.
16. Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР. Справочник. – К., 1985. – Т. 3. – С. 51.
17. Асеев Ю.С. Стили в архитектуре Украины. – К., 1989. – С. 34.
18. Аліпій (Світличний), ігум. Церковна культура українське барокко // Православний вісник. – 2001. – № 3. – С. 42-43.
19. Килессо С.К. Киево-Печерская Лавра. – М., 1975. – С. 84.
20. Логвин Г.Н. Украинское искусство. – М., 1963. – С. 73.
21. Асеев Ю.С. Стили в архитектуре Украины. – К., 1989. – С. 69-70.